Советы маляру

В силу исторически сложившихся обстоятельств случилось так, что малярные работы стали одной из «привилегий» представительниц слабого пола. Конечно, можно не соглашаться с этим положением, оспаривать его, но пока… Если вы хотите изменить хотя бы внутрисемейную среду обитания, создать свою, особую атмосферу в доме или просто «перелицевать» интерьер, придется облачиться в старый комбинезон или брюки и… за работу!

Окрашивание поверхности

Окрашивание поверхностей в квартире включает множество поэтапных операций. Их содержание и последовательность обусловлены качеством поверхности, видом отделки, способом ее выполнения, применяемыми материалами.

Последовательность операций при окраске стен, потолка, окон и дверей, кроме того, диктуется еще и цветовым решением, т. е. цветовыми сочетаниями. Если избран только один цвет, поверхность грунтуют и затем окрашивают. При отделке помещения в две краски сначала грунтуют и красят потолок, а затем уже стены. При желании отводят филенку, декоративный фриз, окрашивают окна и двери.

Если стены оклеивают обоями, то прежде всего следует отделать потолок, затем покрасить двери, наличники, переплеты, откосы, пол и плинтусы и только после этого наклеивать обои. Клейстер легко удаляется с масляной краски.

Подготовка поверхности под окраску имеет большое значение: она в значительной мере определяет качество окраски. К разным по материалу поверхностям применяются различные способы их подготовки.

Новые оштукатуренные бетонные и гипсовые поверхности выравнивают, прочищают пемзой, шкуркой, удаляя различные бугорки и шероховатости. (Для удобства наждачной бумагой можно обвернуть кусок доски.)

После прочистки, выполненной по сухой поверхности, приступают к разделке трещин на глубину до 3 мм. Их смачивают водой и заделывают гипсовым раствором. Мелкие трещины замазывают смесью из мела и гипса, зачищают и сушат.

Ранее окрашенные поверхности при подготовке к покрытию клеевыми красками необходимо очистить от старого набела, который удаляют либо сухим, либо с помощью кисти, хорошо смочив ее водой, лучше горячей. После того как старый слой размокнет, его счищают скребком. Затем поверхность рекомендуется размыть водой, применяя жесткую кисть. Если набела немного и он не трескается, то можно по нему выполнять грунтовку и окраску.

Новые деревянные поверхности готовят к окраске следующим образом. Перед грунтовкой вырубают засмолы, пробки, сучки на глубину не менее 3 мм, разрезают трещины. Затем поверхность грунтуют, сушат, исправляют шпаклевкой дефекты и вырубленные места, снова сушат и зачищают. Следует также утопить гвозди, иначе при усыхании древесины они будут выступать буграми. Краска над такими местами будет трескаться и отслаиваться. Ранее окрашенные деревянные поверхности требуют разделки щелей, смазывания олифой и заделки.

Грунтовка выполняется по хорошо высохшим подготовленным поверхностям. Ее наносят в один или несколько слоев. Каждый слой грунта ложится на хорошо высохший предыдущий или шпаклевку. Новые оштукатуренные поверхности грунтовать мыловаром рекомендуется дважды. После высыхания второй грунтовки следует окрашивание. Окраске масляными и другими неводными красками предшествует проолифка и грунтовка. По грунтованной поверхности окраска более экономична, чем по проолифенной, так как после грунтовки красят один раз, а после проолифки — дважды.

Шпаклеванные поверхности перед окраской не проолифивают, а грунтуют. Для грунтовки необходима густотертая краска (0,5—1 кг на 1 кг олифы), из которой готовят состав жидкой консистенции. Окрашивание выполняют в один или два приема, нанося краску кистью, валиком или распылителем.

Масляная краска наносится на совершенно сухую поверхность тонким ровным слоем. Кистью или валиком следует набирать как можно меньше краски и красить побольше поверхности. Каждый последующий слой наносится на хорошо просохший предыдущий.

Правильно приготовленная и хорошо нанесенная краска блестит. Однако со временем она теряет блеск и постепенно разрушается. Покрытие будет прочным и долговечным, если окрашивание выполнять в два-три приема. Жидковатые краски не следует наносить толстыми слоями. При высыхании они морщатся и трескаются, так как сначала высыхает и образует твердую пленку поверхностный слой, а под ним скрывается жидкая краска, которая, высыхая, образует морщины и трещины.

Густую краску разбавляют соответствующим разбавителем, чтобы можно было наносить ее тонким слоем и получить равномерное покрытие.

Окраска эмалевыми составами имеет свои особенности. Исключительно гладкую, как бы зеркальную поверхность можно получить, если эти составы применять подогретыми. Посуду с эмалью ставят в горячую воду, эмаль тщательно перемешивают, чтобы она была однородной как по составу, так и по температуре. Подогревают до 60—70 °С. В этом случае краска хорошо разливается по поверхности, не оставляя никаких полос.

Поверхность под эмалевую окраску готовят точно так же, как и под масляную. Бывают эмали, которые пригодны только для механического распыления, кистью ими работать нельзя. Из таких эмалей быстро улетучивается растворитель, и они плохо разливаются по поверхности, оставляя грубые полосы.

Окраска клеевыми составами. Новые стены, потолок после соответствующей подготовки сушат, грунтуют и окрашивают. Чтобы получить чистую окраску, стены торцуют. На старых поверхностях, если набел прочно держится, можно вместо смывки сделать растушевку, предварительно размыв их водой. После этого жидким колером (по слегка просохшей поверхности) производят окраску. Вместо кисти можно взять краскопульт или садовый распылитель. На сухой основе колер слабо держится.

При окраске кистью или валиком больше всего пропусков бывает в местах примыкания стен к потолку, в углах, труднодоступных местах. Поэтому эти места следует предварительно про-торцевать, а затем окрасить обычным способом.

Если окраска кистью получилась неровной, дефекты можно выровнять с помощью распылителя после того, как краска, нанесенная кистью, слегка подсохла.

Растворители и разбавители

Эти материалы применяют для растворения и разбавления до нужной консистенции красок, смол, масел, а также для мытья инструментов и т. п.

Сиккатив ускоряет высыхание масел, масляных красок, олифы, лаков. Его добавляют от 15 до 150 г на 1 кг материала. Избыток сиккатива ускоряет высыхание, но пленка получается хрупкой. Светлые сиккативы добавляют в светлые краски, а темные — в темные.

Скипидар — бесцветная или с лимонным, красноватым либо с красно-коричневым оттенком жидкость с запахом сосновой смолы. Для ускорения высыхания и как разбавитель его добавляют в масляные краски. Полностью очищенный скипидар значительно ускоряет высыхание масляных красок, плохо очищенный, наоборот,— замедляет.

Ацетон — лучший растворитель для нитрокрасок. Весьма летуч и огнеопасен. Избыток ацетона при разбавлении краски ухудшает качество полученной пленки.

Бензин и керосин используют как растворители для некоторых видов смол, для мытья рук, инструментов и т. д.

Уайт-спирит — бесцветная прозрачная жидкость. Служит растворителем для смол и разбавителем для нитрокрасок. В малярных работах следует применять высшие сорта и соблюдать крайнюю осторожность: очень огнеопасен.

Готовые растворители Р-4, Р-5, Р-12, Р-24 предназначаются для соответствующих материалов.

Олифы — связующие для масляных составов. Различаются олифы натуральные, уплотненные, синтетические чистые однородные и синтетические модифицированные. Применяются для разведения густотертых красок, которыми выполняют внутренние и наружные окраски по металлу, дереву, штукатурке.

Окраска мастикой

Мастика — это масляный состав, дающий покров без блеска (матовый), с нежным шелковистым оттенком. Поверхность, покрытая этим составом, может периодически подвергаться влажной уборке. Мастичный состав применяется для окраски потолка и стен на кухне, в коридоре, ванной, туалете и т. д.

Поверхность под мастичную окраску необходимо подготовить. Если окраска делается впервые, то подготовка включает следующие операции: проолифка, шпаклевка, грунтовка масляным  составом. После этого уже идет окраска масляной краской желаемого тона. При этом каждая последующая операция выполняется лишь после , полного просыхания предыдущего слоя. После масляной окраски поверхность должна быть однотонной, без пятен. Наиболее простой и доступный состав мастики следующий:

  • краска масляная, эмалевая или синтетическая — 2,3—3 кг;
  • любой растворитель для указанных красок — 0,5 кг;
  • эмульсия мыльная 20 % — 1л.

Для приготовления мастики нужно в краску влить растворитель и хорошо размешать. Мыло натереть на терке или мелко нарезать и разварить в воде. Кипящий мыльный раствор небольшими порциями вливать в масляный состав и энергично размешивать. Полученный состав процедить. Применять в холодном виде.

Для получения светлых тонов рекомендуется применять белую краску с добавлением в нее желаемой подцветки. Для этого можно применять любую сухую краску. Предварительно ее необходимо затереть в пасту (на олифе, скипидаре или масляной краске). Мастику можно разводить любым растворителем. Чтобы получить равномерную окраску, поверхность необходимо покрывать мастикой без перерыва.

Клеевые краски

Клеевые краски применяются в помещениях с плюсовой температурой воздуха и нормальной влажностью.

Подготовка поверхности включает следующие операции: удаление старого набела (если он значительный), ремонт поверхности, грунтовка. После этого идет чистовая окраска клеевым составом. Каждая последующая операция выполняется после полного высыхания предыдущего слоя.

Для удаления старого набела поверхность Смачивают водой, соскабливают шпателем и размывают. Трещины необходимо расшить шпателем до смачивания водой, а смачивать непосредственно перед ремонтом. Состав раствора для ремонта:

  • алебастр (просеянный) — 1 часть;
  • мел (просеянный) — 2 части;
  • вода — до нужной густоты.

Для замедления свертывания раствора в воду можно добавить 10—20 г клея ПВА на 1 л воды. Мел и алебастр смешивают сухими. Затем их засыпают в посуду с водой и доводят до желаемой густоты.

Если раствор начал схватываться, то для дальнейшего применения он уже непригоден. Добавлять воду нельзя.

Грунтовку поверхности производят после чистовой побелки потолка.

Состав грунта:

  • клей животный — 300—350 г;
  •  мыло хозяйственное — 150—200 г;
  • медный купорос — 100—150 г;
  • вода — до 10 л.

Грунтовку готовят следующим образом. В 2—3 л холодной воды замачивают клей на 6 — 8 часов часов для набухания. Затем его растворяют  доводя до кипения. Измельченное мыло следует разварить, смешать с клеем, добавить медный купорос. Количество жидкости довести до 10 л. Применять состав остывшим.

Если поверхность после грунтовки нуждается в исправлении, то состав для ремонта замешивается не на воде, а на грунтовке.

Составы клеевой краски:

Первое

  • мел молотый — 6 — 7 кг;
  • сухая краска — до нужного или гуашь цвета;
  • клей животный — 300—350 г;
  • вода — до 10 л.

Готовят краску так. Мел разводят водой до консистенции негустой пасты, сухую краску растирают отдельно в небольшом количестве воды и смешивают с мелом.

Клей готовят так, как для грунтовки, и вводят в состав охлажденным.

Втрое

  • Мел — 6—7 кг;
  • сухая краска — до нужного цвета;
  • мука пшеничная — 300—350 г;
  • вода — до 10 л.

Муку  насыпают в посуду, добавляют воду комнатной температуры, размешивают до густоты сметаны. Затем заливают крутым кипятком и размешивают до заваривания.

Начать окраску необходимо от угла комнаты, где находится окно. Клеевой состав должен высыхать равномерно, чтобы не было стыков. Загустевший состав разводят водой. Если состав необходимо загустить, можно добавить 300—400 г снятого коровьего молока. Краска наносится на поверхность щеткой или макловицей, а потом прокатывается валиком, слегка смоченным в растворе.

Окраска известью

В помещениях, где температура и влажность воздуха непостоянны, известковая окраска незаменима. Известь является прекрасным универсальным средством: это краска (белая), связывающее (не требующее закрепителей) и хорошее дезинфицирующее. После высыхания она представляет собой нерастворимое покрытие. Повысить устойчивость покрытия (без закрепителей) можно, добавив в раствор до 10 % мела или сухого красителя. Долговечность известковой окраски обеспечивает медленное высыхание. Для этого сухое основание необходимо смочить водой. Окраску наружных поверхностей лучше производить в пасмурную погоду. Для приготовления цветных составов применяются только щелочно-устойчивые красители или гуашь.

Чтобы определить щелочноустойчивость красителя, делают образец раствора с мелом и известью. Если цвет раствора после высыхания не изменился, значит, краситель щелочеупорный. Известковые составы для грунтовки и окончательной окраски изготовляются по одинаковым рецептам, с той лишь разницей, что грунтовка должна быть более жидкой (для лучшего сцепления с основанием окрашиваемой поверхности). На 10 л известковой побелки добавляют 200 г поваренной соли либо 300—400 г олифы, которую следует тщательно размешать до полного омыления (т. е. до исчезновения жирных пятен).

Для ремонта поверхностей под известковую окраску применяется тот же состав, что и при клеевой окраске.

При работе с известью необходимо защитить руки резиновыми перчатками.

Водоэмульсионная окраска

Этот вид окраски применяется в помещениях с нормальной влажностью. Там, где расположена газовая плита, водоэмульсионная окраска не подходит. Готовят поверхность под эмульсионную окраску так, как под клеевую. Грунтуют поверхность редким составом (краска разводится водой). При этом его следует тщательно втирать для лучшего сцепления. Чтобы получить цветовой состав, можно использовать любые краски типа гуашь. При составлении цветных составов в водоэмульсионную краску добавляют меловую пасту (мел предварительно разводят в воде) в таком количестве, чтобы высохшая поверхность не отмеливала, то есть чтобы прикосновение к ней не оставляло следа. По водоэмульсионной окраске можно производить разделку (разрисовку, набивку трафарета и т. д.) масляной краской или краской типа гуашь.